Свадебная индустрия и финансовый кризис, или кому на Земле жить хорошо
altДля молодой пары из Китая Менг Ни и Фан Жинг ноябрь 2009 года выдался удачным: они сказали «Да» не только друг другу на свадебной церемонии, но и агенту по недвижимости. Теперь будущее их семьи, по крайней мере, в плане финансового благополучия, выглядит довольно безоблачно.

В Китай пришел Золотой Век свадеб, зарабатывают все - от фотостудий до торговцев бриллиантами. Казалось бы, мир еще не оправился от экономической лихорадки – как же такое возможно? Ответ довольно прост: причина в рынке недвижимости.



Поток молодожёнов, таких как Менг и Фан, покупающих свои первые жилища, держит в тонусе рынок недвижимости Китая уже в течение многих лет. «Мой муж и я предпочли жить в своем собственном доме, а не снимать жилье как прежде, потому что брак – начало нового этапа, мы теперь строим семью,» - рассказывает Менг Ни, пригласив репортеров в сияющую квартиру-студию. Их история может показаться совершенно обычной на первый взгляд. Но на самом деле все не так просто: Менг и Фан - часть того демографического взрыва, которым ознаменовалась первая волна благополучия, пришедшая в Китай два десятилетия назад.

Поскольку эти молодожёны покупают свои первые квартиры, рынок недвижимости обязательно будет вполне основательным и крепким. Аналитики оценивают, что пары, подобные нашим знакомым, могут выкупать 450 миллионов квадратных метров жилья каждый год, это примерно 16% всего, что в настоящее время находится на стадии строительства в Китае.
Свадьба – отличный повод потратиться.

Одна из примет современного Китая – не только все возрастающее количество свадеб, вместе с этими цифрами растут и другие: с каждым годом молодожены становятся щедрее, а свадьбы все более пышными. Свадебная индустрия оценивается приблизительно в 400 миллиардов юаней в год (почти 60 миллионов долларов), согласно официальным оценкам, это почти 2,5 % китайского ВВП.

Торговый центр, посвященный исключительно свадьбе и всему, что с ней связано: для многих стран это непозволительная роскошь, а для Пекина – уже вполне обыденная реальность. На трех этажах – производители и продавцы свадебных платьев, ювелирные салоны, магазины подарков и студии фотографии.

Рассказывает Йинг Зи, консультант одного из свадебных салонов: «Сейчас невесты обычно покупают два платья: белое в западном стиле, используемом для церемонии, и традиционное для Китая красное - для банкета». По ее словам, еще несколько лет назад невесты часто брали платья напрокат, а сейчас почти все ее клиенты покупают платья, при этом самое недорогое обойдется минимум в 2000 юаней (примерно 300 долларов) каждое.

Бриллианты тоже не залеживаются на прилавках. Семья Инь Чень десять лет назад начала делать колечки в домашних условиях, видя своим рынком сбыта пару ближайших районов. Теперь они управляют солидным ювелирным магазином «Bling Jewelry», продавая по сотне бриллиантов в месяц. «Вы не поверите, но у нас даже есть постоянные покупатели именно бриллиантов: они первоначально купили кольца с маленькими камнями, и теперь время от времени меняют их на более весомые» - говорит Инь Чень. Китайские невесты становятся все более придирчивыми и требовательными: например, многие из них предпочитают обручальные кольца из платины золотым украшениям – только лишь потому, что белый металл больше подходит к белым свадебным платьям. Благодаря только китайским свадьбам в этом году глобальный спрос на платину почти удвоился – об этом свидетельствует авторитетная британская компания «Johnson Matthey», переработчик благородных металлов.

Выбор белого – уже сам по себе признак глобальных перемен в обществе, ведь в Китае белый был традиционным цветом смерти.
Никакого кризиса?

Свадебный бум не прошел мимо внимания правительства Китая. Подведомственная государству китайская Ассоциация Социальных работников даже организовала Комитет Свадебной Индустрии для сбора данных и выработке нормативных документов. Рассказывает Ши Каннинг, руководитель комитета: «Количество свадеб в 2008 году было около 10 миллионов, сейчас мы ждем увеличения этого числа на 10 процентов, также как и увеличения расходов – примерно на 20 процентов... Глобальный финансовый кризис поразил много отраслей: экспортеров, банковскую сферу, страхование. И при этом индустрию свадеб кризис не только не тронул, а наоборот: в прошлом году мы отметили более сильный рост».

Эта устойчивость, по его словам, «перетекала» и на рынок недвижимости - с молодожёнами, покупающими дома, когда другие виды бизнеса в упадке. По статистике китайского Научно-исследовательского института, три четверти покупателей, приобретающих первое жилье, ниже возраста в 35 лет. Само собой, деньги не берутся из воздуха: экономика накачана наличными деньгами, ведь банки устроили беспрецедентную кредитную акцию, чтобы помочь населению бороться с финансовым кризисом. Сейчас в Китае приобретение жилья в собственность – очень привлекательная статья инвестиций.